Трансмиссионные масла: что заливать в коробку передач?

Масло нужно менять не только в двигателе, но и в коробке передач. Когда это делать и какое масло надо покупать?

Некоторые производителей автомобилей делают коробки передач «неразборными». То есть предполагается, что в таких трансмиссиях масло вообще никогда не надо менять. Хотя многие опытные мастера на сервисах (даже официальных) с этим не согласны и настоятельно советуют не забывать про масло в коробке передач. Ведь она является одним из самых дорогих элементов во всей конструкции автомобиля. И следить за здоровьем трансмиссии надо внимательно.

Какие классификации масел бывают?

Для начала самая важная информация: сейчас многие производители имеют свои допуски для трансмиссионных масел. Именно они написаны в инструкции по эксплуатации и именно эти обозначения надо искать в первую очередь на этикетке: например, для некоторых автомобилей Mazda надо искать допуск «ATF M-V/ATF M III», для Toyota — Type T-II/T-IV, а для Ford «Mercon V».

Но имейте ввиду: все масла можно разделить по вязкости — это индекс SAE (Общество автомобильных инженеров, Society of Automotive Engineers). Здесь масла можно условно разделить на три вида: летние, зимние и всесезонные. Причем, сейчас массово применяется только последний тип.

Всесезонные масла имеют маркировку SAE, которая состоит из двух чисел. Например, 75W-80. Первое (с буквой W) говорит о вязкости масла при холодных температурах, а второе — при рабочих. Например, 75W в случае трансмиссионных масел показывает, что смазка должна нормально работать при температуре до −40 градусов. При этом чем меньше первое число (с W), тем при более холодных температурах масло будет нормально функционировать (70W — минус 55 градусов, а 85W — всего минус 12).

Второе число в индексе показывает свойства масел при рабочих температурах.

Таблица температурных диапазонов окружающего воздуха классификации SAE

Минимальная температура, при которой обеспечивается смазка узлов, °С

Класс по SAE

Максимальная температура окружающей среды, °С

-40

75W-80

35

-40

75W-90

35

-26

80W-85

35

-26

80W-90

35

-12

85W-90

45


Кроме того, существует классификация трансмиссионных масел, которая разработана Американским институтом нефти — API, или American Petroleum Institute. Согласно ей, масла делятся на 6 групп: I, II и III являются минеральными, а IV–VI — синтетическими. Минеральные масла дешевле, но их жизненный цикл меньше, и они непригодны для использования во многих современных трансмиссиях.

Обратите внимание: классификация по SAE не заменяет и не отменяет классификацию по API. Ведь они рассматривают разные характеристики масла. SAE — это про вязкость, а API учитыват противоизносные и противозадирные свойства, состав присадок, совместимость с теми или иными коробками передач и так далее.

На упаковках трансмиссионных масел можно встретить разные обозначения по API: GL-1, GL-2, GL-3, GL-4, GL-5, GL-5 LS, PG-1, MТ-1, PG-2. Некоторые из них предназначены для сельскохозяйственной техники, другие разработаны для грузовиков. А какое масло подходит для вашей машины вы можете узнать из инструкции по эксплуатации (с большой долей вероятности это будет GL-4, хотя есть и исключения). Кстати есть масла, которые удовлетворяют сразу нескольким классам (например, GL-4 и GL-5). В этом случае они обозначаются двумя индексами и имеют приписку TDL — Total Drive Line.

Кроме того, часто можно увидеть индексы, которые начинаются с латинский букв MIL: эта классификация пришла в гражданский мир от вооруженных сил США.

Маркировка     

Характеристики

MIL-L-2105А

Сравнимы с API GL-4

MIL-L-2105В

Сравнимы с API GL-5

MIL-L-2105С

Сравнимы с API GL-5

MIL-L-2105D

MIL-L-2105С, но с более жесткими требованиями к противоизносным и противозадирным свойствам

MIL-PRF-2105E

MIL-L-2105D с расширенными характеристиками


Помню, была классификация с буквами ТМ...

Буквами ТМ обозначают масла в российском ГОСТе. Но кроме как у нас они больше нигде не используются. Для справки можем лишь сказать, что ТМ-4 соответствует GL-4 по классификации API, а ТМ-5 — это GL-5.


Какое масло мне купить?

Это решаете не вы, а производитель. При этом будьте внимательны: иногда бывает так, что модель с одним и тем же двигателем может иметь разные коробки передач. Которые будут требовать разные трансмиссионные масла. Поэтому внимательно читаем инструкцию! Ведь заливать в коробку, которая создана для GL-4, масло GL-5 категорически запрещается. 

Вся информация по допустимым маслам для всех популярных марок и моделей автомобилей есть в нашем каталоге


Для механической или автоматической коробки?

Масло, которое годится для автоматических коробок передач, имеет дополнительное обозначение ATF, или Automatic Transmission Fluid. Как правило, оно красного цвета, но цвет в данном случае придается искусственно. Еще раз подчеркиваем — масло для механических коробок не подходит для автоматов. При этом иногда ATF заливают в механическую коробку.

Сложности добавляет и тот момент, что единой классификации масел для автоматических коробок не существует. И разные компании используют разные обозначения. Например, американский концерн General Motors использует классификацию Dexron (так называлось первое масло для автоматических коробок передач, которое появилось в 1968 году). Это, пожалуй, самый распространенный стандарт, который используют сейчас многие производители.


Как часто надо менять масло в коробке передач?

Читаем инструкцию. Но помним, что производители порой не считают нужным менять трансмиссионное масло. Не надо излишне доверять этим советам. Если вы хотите ездить на машине больше, чем гарантийные 100-120 тыс. км, то каждые 80-100 тыс. км масло лучше всего менять. Даже если производитель уверяет, что делать это не обязательно.



Добавить в избранное