Масло нужно менять не только в двигателе, но и в коробке передач. Когда это делать и какое масло надо покупать?
Некоторые производителей автомобилей делают коробки передач «неразборными». То есть предполагается, что в таких трансмиссиях масло вообще никогда не надо менять. Хотя многие опытные мастера на сервисах (даже официальных) с этим не согласны и настоятельно советуют не забывать про масло в коробке передач. Ведь она является одним из самых дорогих элементов во всей конструкции автомобиля. И следить за здоровьем трансмиссии надо внимательно.
Какие классификации масел бывают?
Для начала самая важная информация: сейчас многие производители имеют свои допуски для трансмиссионных масел. Именно они написаны в инструкции по эксплуатации и именно эти обозначения надо искать в первую очередь на этикетке: например, для некоторых автомобилей Mazda надо искать допуск «ATF M-V/ATF M III», для Toyota — Type T-II/T-IV, а для Ford «Mercon V».
Но имейте ввиду: все масла можно разделить по вязкости — это индекс SAE (Общество автомобильных инженеров, Society of Automotive Engineers). Здесь масла можно условно разделить на три вида: летние, зимние и всесезонные. Причем, сейчас массово применяется только последний тип.
Всесезонные масла имеют маркировку SAE, которая состоит из двух чисел. Например, 75W-80. Первое (с буквой W) говорит о вязкости масла при холодных температурах, а второе — при рабочих. Например, 75W в случае трансмиссионных масел показывает, что смазка должна нормально работать при температуре до −40 градусов. При этом чем меньше первое число (с W), тем при более холодных температурах масло будет нормально функционировать (70W — минус 55 градусов, а 85W — всего минус 12).
Второе число в индексе показывает свойства масел при рабочих температурах.
Таблица температурных диапазонов окружающего воздуха классификации SAE
Минимальная температура, при которой обеспечивается смазка узлов, °С |
Класс по SAE |
Максимальная температура окружающей среды, °С |
-40 |
75W-80 |
35 |
-40 |
75W-90 |
35 |
-26 |
80W-85 |
35 |
-26 |
80W-90 |
35 |
-12 |
85W-90 |
45 |
Кроме того, существует классификация трансмиссионных масел, которая разработана Американским институтом нефти — API, или American Petroleum Institute. Согласно ей, масла делятся на 6 групп: I, II и III являются минеральными, а
Обратите внимание: классификация по SAE не заменяет и не отменяет классификацию по API. Ведь они рассматривают разные характеристики масла. SAE — это про вязкость, а API учитыват противоизносные и противозадирные свойства, состав присадок, совместимость с теми или иными коробками передач и так далее.
На упаковках трансмиссионных масел можно встретить разные обозначения по API: GL-1, GL-2, GL-3, GL-4, GL-5, GL-5 LS, PG-1, MТ-1, PG-2. Некоторые из них предназначены для сельскохозяйственной техники, другие разработаны для грузовиков. А какое масло подходит для вашей машины вы можете узнать из инструкции по эксплуатации (с большой долей вероятности это будет GL-4, хотя есть и исключения). Кстати есть масла, которые удовлетворяют сразу нескольким классам (например, GL-4 и GL-5). В этом случае они обозначаются двумя индексами и имеют приписку TDL — Total Drive Line.
Кроме того, часто можно увидеть индексы, которые начинаются с латинский букв MIL: эта классификация пришла в гражданский мир от вооруженных сил США.
Маркировка |
Характеристики |
MIL-L-2105А |
Сравнимы с API GL-4 |
MIL-L-2105В |
Сравнимы с API GL-5 |
MIL-L-2105С |
Сравнимы с API GL-5 |
MIL-L-2105D |
MIL-L-2105С, но с более жесткими требованиями к противоизносным и противозадирным свойствам |
MIL-PRF-2105E |
MIL-L-2105D с расширенными характеристиками |
Помню, была классификация с буквами ТМ...
Буквами ТМ обозначают масла в российском ГОСТе. Но кроме как у нас они больше нигде не используются. Для справки можем лишь сказать, что ТМ-4 соответствует GL-4 по классификации API, а ТМ-5 — это GL-5.
Какое масло мне купить?
Это решаете не вы, а производитель. При этом будьте внимательны: иногда бывает так, что модель с одним и тем же двигателем может иметь разные коробки передач. Которые будут требовать разные трансмиссионные масла. Поэтому внимательно читаем инструкцию! Ведь заливать в коробку, которая создана для GL-4, масло GL-5 категорически запрещается.
Вся информация по допустимым маслам для всех популярных марок и моделей автомобилей есть в нашем каталоге
Для механической или автоматической коробки?
Масло, которое годится для автоматических коробок передач, имеет дополнительное обозначение ATF, или Automatic Transmission Fluid. Как правило, оно красного цвета, но цвет в данном случае придается искусственно. Еще раз подчеркиваем — масло для механических коробок не подходит для автоматов. При этом иногда ATF заливают в механическую коробку.
Сложности добавляет и тот момент, что единой классификации масел для автоматических коробок не существует. И разные компании используют разные обозначения. Например, американский концерн General Motors использует классификацию Dexron (так называлось первое масло для автоматических коробок передач, которое появилось в 1968 году). Это, пожалуй, самый распространенный стандарт, который используют сейчас многие производители.
Как часто надо менять масло в коробке передач?
Читаем инструкцию. Но помним, что производители порой не считают нужным менять трансмиссионное масло. Не надо излишне доверять этим советам. Если вы хотите ездить на машине больше, чем гарантийные