Как выбрать антифриз?

Антифриз: разбираемся в нюансах

В России антифриз часто называют тосолом. Но ошибка ли это? Или лучше искать охлаждающую жидкость? Давайте разбираться

1. Что такое антифриз?

Вообще корректнее называть антифриз низкозамерзающей охлаждающей жидкостью. Но мы не будем занудами. Смысл жидкости скрыт в названии: анти — это против, а freeze перевозится с английского как замерзать. То есть это жидкость, которая не замерзает.

Однако в автомобилях задачей антифриза является еще и охлаждение двигателя. Поэтому жидкость должна не только не замерзать, но еще и не выкипать. И при этом не сильно увеличиваться в объеме при различных температурах — если вода увеличивает свой объем при превращении в лед на 9%, то современные антифризы всего на 1-2%. Кроме того, антифриз является смазкой для помпы.

Еще одна задача антифриза — не быть агрессивными к резиновым и полимерным элементам системы охлаждения. Охлаждающая жидкость должно предохранять их от высыхания и растрескивания.

2. Тосол или антифриз?

Вопрос некорректный. Это все-равно что спросить — BMW или автомобиль? Дело в том, что придуманный в СССР (точнее в институте ГосНИИОХТ) тосол является охлаждающей жидкостью. В свое время слово не было зарегистрировано как торговая марка, поэтому сейчас его использует кто угодно.

Интересно, что изначально ТОСОЛ был аббревиатурой: первые три буквы обозначали «Технология органического синтеза», а «ол» говорило, что жидкость имеет химический состав. Но затем ТОСОЛ превратился в имя нарицательное, а у нас в стране этим словом часто называют любую охлаждающую жидкость.

3. Какие антифризы бывают?

Основные элементы всех охлаждающих жидкостей одинаковы: это вода и этиленгликоль. Однако сам по себе этиленгликоль коррозионно активен, поэтому используется всевозможные присадки.

Они бывают четырех основных типов: карбоксилатные, гибридные (hybrid), лобридные (lobrid) и традиционные (traditional).

  • Карбоксилатные. Встречаются такие обозначения как сarboxylate coolants, OAT (organic acid technology), SNF (silicate nitrite free), а также G12. Последний индекс относится к классификации концерна VolkswagenAG. Такие присадки содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. Такой антифриз является наиболее универсальными.
  • Гибридные. Содержат не только ингибиторы коррозии на основе органических кислот, но и неорганические. При этом последняя часть может быть на основе силикатов (в Европе), нитратов или фосфатов (США, Япония и Южная Корея). Имеют обозначения hybrid coolants, HOAT (hybrid organic acid technology), NF (nitrite free), G11 (спецификации концерна Volkswagen AG).
  • Лобридные. Обладают органической основой с добавлением минеральных ингибиторов. Имеют обозначения lobrid coolants, Si-OAT (силикатно-карбоксилатные), N‑OAT (нитритно-карбоксилатные), Р‑OAT (фосфатно-карбоксилатные).
  • Традиционные. Используемые термины: traditional coolants, conventional coolants, IAT (inorganic acid technology). Здесь используются неорганические вещества: силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты. Сейчас применяются крайне редко, так как сделанные по такой технологии охлаждающие жидкости имеют небольшой срок службы и плохо работают при высоких температурах.

Несколько отдельно от этой классификации стоят глицериновые охлаждающие жидкости. Глицерин стоит гораздо дешевле этиленгликоля, что и заставляет некоторых производителей выпускать на его основе антифриз. Его плюс в том, что он практически не опасен для человека. Однако свойства таких жидкостей далеки от идеала: при минусовых температурах они становятся вязкими (а мотор начинает перегреваться), кроме того, они корозионно активны.

Часто в глицериновые антифризы добавляют метанол. Благодаря этому температура замерзания резко снижается. Но не забывайте, что метанол крайне опасен для человека, а при высоких температурах он активно испаряется, что приводит к воздушным пробкам в системе охлаждения. В общем — не наш выбор (их допустимо использовать по сути лишь для систем отопления домов).

Какого цвета надо покупать антифриз?

Вопрос в конце неверный. Все охлаждающие жидкости являются бесцветными. А краску в них добавляет каждый производитель по своему желанию (яркий цвет полезен для определения протечки).

При поиске антифриза надо ориентироваться на рекомендации автопроизводителя. Часто можно увидеть так называемую «фольксвагеновскую» схему обозначения: G11, G12 и G13 (порой они имеют один или два плюсика). Но у каждого производителя могут быть и свои спецификации.

Так как же выбрать антифриз?

Ориентироваться на надписи типа «премиум», «лучший» и так далее не стоит. На цвет тоже нельзя смотреть. А надо следовать рекомендациям завода-изготовителя.

На упаковке охлаждающей жидкости может быть огромное количество допусков от автопроизводителей. Например, вы можете увидеть такой список допусков: ASTM D3306/D4656; BS 6580; AFNOR NFR 15-601; SAE J1034; JASO M325; JIS K2234; KSM 2142; MB 326.0; FIAT 9.55523; CHRYSLER MS-7170; PORSCHE/AUDI/SEAT/SKODA TL-774C (=G11); FORD ESD-M97B49-A; VOLVO CARS 128 6083/002; OPEL/GM QL 130.

Ваша задача — найти «свои» буквы и цифры. Если у вас, например, подержанный автомобиль марки Ford, то в руководстве пользователя в качестве рекомендованной охлаждающей жидкости вы можете увидеть индекс «FORD ESD-M97B49-A». нашли его на этикетке — можно покупать. А если вы ездите на Volkswagen, то в инструкции к машине, возможно, будет написано, что антифриз должен соответствовать стандарту G11 (ставится на гибридных антифризах, которые соответствуют спецификации VW TL 774-C).

antifriz2.jpg
Пример этикетки антфириза с указанием допусков

Всю информацию о том, какой антифриз подходит для вашего автомобиля, как часто его надо менять, каков объем системы охлаждения — можно найти в нашем каталоге. Выбираете марку, модель, год выпуска и двигатель автомобиля и в разделе «расходные материалы» найдете все необходимые данные. 

Что использовать для долива?

Если вы понимаете, что жидкость необходимо долить, то лучше всего использовать ту же самую, которая была залита в бачок. Но что делать, если вы не знаете, какую что использовали на сервисе? На цвет — как мы уже знаем — ориентироваться нельзя. Как поступить?

Возьмите воду! 200 мл воды вы можете спокойно залить в бачок (лучше дистиллированную). Ведь в этом случае мы не портим антифриз, а лишь замещаем воду — испаряется именно она. Если в экстремальной ситуации после утечки нужно залить больше (а тип изначальной жидкости вам не известен), то используйте карбоксилатную жидкость. Но затем лучше сменить антифриз.

Можно ли заливать обычную воду?

Да, но только в экстренных случаях. Причем, зимой воду нужно будет обязательно сливать после выключения двигателя (иначе она замерзнет и разорвет всю систему охлаждения). При этом помните — на воде можно доехать только до автосервиса или ближайшего магазина.

Нужно ли промывать систему при замене антифриза?

Как правило, делать это не обязательно. Но рекомендовано. Особенно если сливаемый антифриз имеет явные следы загрязнения. Или если вы не знаете, какую жидкость использовали ранее.

Как часто надо менять антифриз?

Все зависит от производителя. Кто-то уверяет, что жидкость заливается «пожизненно». Другие дают более четкие сроки. Например, для Lada Vesta — это раз в пять лет или через 90 тыс. км (для залитой на заводе жидкости). Однако в целом мастера советуют менять жидкость раз в 5 лет даже в том случае, если производитель не заставляет это делать. Но при этом надо использовать только охлаждающие жидкости, рекомендованные заводом (иногда они продаются в виде концентратов, который надо разводить водой).

Что будет, если не менять антифриз?

Со временем присадки, которые борются с образованием коррозии, начинают работать хуже. И система охлаждения может начать ржаветь. А если антифриз старый, то он может содержать много частиц ржавчины. Которые наносят вред термостату, помпе и пр.

Действуют ли в России какие-то ГОСТы в отношении антифризов?

Да. Это ГОСТ 28084-89. Но он был придуман в 1990 году и уже давно нуждается в обновлении.

 

 

Добавить в избранное