Все без исключения моторные масла имеют закодированное значение вязкости — и это один из главных их показателей.
Вязкость масла — если говорить просто, то это мера сопротивления течению. В подавляющем большинстве случаев в современных маслах для двигателей вы увидите сразу два числа, которые указывают на характеристики вязкости масла. Теоретически есть масла и с одним числом (их условно можно разделить на летнее и зимнее), но сейчас это уже экзотика.
Что означают числа?
Первое число всегда имеет еще и букву W, что расшифровывается как «Winter» (зима). Именно это число показывает, как течет масло при низких температурах — это важно при холодном запуске.
Чем меньше первое число, тем лучше. Именно поэтому современные синтетические моторные масла часто имеют «зимний» индекс 0W или 5W. И 0W означает, что двигатель с таким маслом без проблем должен заводиться при температуре минус 35 градусов (в реальности запуск происходит и при более низких температурах — у производителей всегда есть «запас прочности»). 5W гарантирует запуск при минус 30 градусах.
Второе число обозначает вязкость при рабочих температурах. Чем оно больше, тем более вязким будет масло, когда двигатель прогреется. Эта характеристика приобретает важное значение, если двигатель часто работает при высоких температурах (например, в условиях пустыни) или на максимальных оборотах. Чем второе число выше, тем более прочной будет масляная пленка при работе двигателя. Для «обычных» автомобилей как правило хватает индекса 30 или 40 (хотя продаются масла и с индексом 60).
Итак: для подавляющего большинства современных двигателей подойдет масло с индексами 0W-30, 0W-40, 5W-30 или 5W-40.
Масло 0W-60 — самое хорошее?
На первый взгляд, да. Ведь теоретически с таким маслом двигатель должен заводиться в самую лютую стужу и при этом идеально работать на максимальных оборотах. Однако толстый масляный слой нужен далеко не всем силовым агрегатам! Ведь чем толще слой масла, тем хуже отводится тепло от поршня. В результате он перегревается и расширяется. Увеличивается и трение.
Кто выставляет эти индексы?
Вязкость масла определяется по стандарту SAE (Society of Automotive Engineers) — американской ассоциацией автомобильных инженеров. Именно эта классификация и показывает диапазон температур, при которой работа двигателя является безопасной.
Чтобы выставить индексы, инженеры SAE проводят несколько тестов как на «холодную», так и при высокой температуре (100 и 150 градусов).
Так масло с какой вязкостью заливать двигатель?
Ответ прост до безобразия — то, которое рекомендует изготовитель автомобиля. А не производитель масла, сосед по гаражу или какие-нибудь блогеры из «Инстаграма». При этом ориентироваться надо не столько на вязкость, сколько на соответствие стандартам самого производителя, API, ACEA и пр.
Если же производитель рекомендует масла с несколькими коэффициентами вязкости (например, разрешено как использование 0W-30, так и 5W-30 или 5W-40), то пока автомобиль относительно новый, то лучше остановиться на первом варианте — в этом случае проблем с холодным запуском зимой будет меньше. А если пробег уже большой (200 тыс. км и более), то лучше выбрать чуть более тягучее масло (то есть взять не 0W-30, а 5W-40).
Самую подробную информацию о том, какие масла рекомендует производитель, вы можете найти на нашем сайте. Выберите в верхнем меню свою марку и модель автомобиля, укажите точную модификацию — и в карточке «Расходные материалы» увидите данные производителя по допускам масел и требуемой вязкости. С этими данными можно выбирать подходящее масло в магазине или в интернете.
Можно ли смешивать масла разной вязкости?
Специально заниматься созданием странного коктейля в двигателе своей машины не стоит. Но если есть необходимость, то можно смешать масла. Только желательно, чтобы они были одного и того же производителя и относились к одному семейству.
Если постоянно использовать масло с неправильной вязкостью?
— Если выбрано слишком густое масло, то тепловая энергия будет отводиться хуже. В итоге температура мотора повышается, что может привести к перегреву, износу мотора, масло быстрее теряет свои эксплуатационные свойства.
— Если масло чересчур «жидкое», то защитная пленка окажется слишком тонкой: детали не будут получать необходимой защиты и станут быстрее изнашиваться.