Как выбрать тормозную жидкость?

Тормозная система является одной из самых консервативных в конструкции автомобиля. Несмотря на обилие всевозможных электронных помощников, современный автомобиль замедляется примерно так же, как и многие десятилетия назад: благодаря тормозным колодкам, дискам и... тормозной жидкости. О ней мы и поговорим.

Для чего нужна тормозная жидкость?

Упрощенно тормозная система работает следующим образом: после нажатия на педаль тормоза главный тормозной цилиндр создает давление жидкости, которая и передает усилие на поршни суппортов. Далее суппорта давят на колодки, колодки сжимают диск, машина останавливается.

Что требуется от тормозной жидкости?

Она должна отвечать нескольким главным характеристикам:

  • Иметь низкую температуру застывания. Иначе на морозе она замерзнет и тормоза не будут работать.
  • Иметь высокую температуру закипания. Ведь во время частого и интенсивного торможения температура жидкости может подниматься до 200 градусов и даже выше.
  • Не впитывать влагу. Вернее, впитывать ее как можно меньше. Дело в том, что тормозная жидкость гидроскопична и способна впитывать в себя воду. В итоге за несколько лет в «тормозухе» может быть 3-5% воды из-за чего температура кипения снижается. Вода также способствует появлению коррозии в тормозных механизмах.
  • Не повреждать резиновые, пластиковые и металлические элементы (то есть не быть агрессивной).

Какие тормозные жидкости бывают?

Классификация была разработана Департаментом транспорта США и получила всеобщее распространение. Согласно ей, все жидкости делятся на несколько классов, которые обозначаются буквами DOT и цифрой.

  • DOT-1, DOT-2: в настоящий момент не применяются.
  • DOT-3: применяются в основном на автомобилях старых конструкций без АБС.
  • DOT-4: созданы на основе гликоля. Самый распространённый в данный момент тип.
  • DOT-5: созданы на основе силикона (на легковых автомобилях практически не используется).
  • DOT-5.1: созданы на основе гликоля.
  • Racing Brake Fluid: предназначена для спортивных автомобилей.

При этом каждый производитель может иметь свои спецификации. Поэтому при выборе жидкости нужно ориентироваться — как всегда — именно на рекомендацию изготовителя автомобиля.

Можно ли смешивать жидкости?

Если они одного класса, то можно. Если на одной основе — можно, но крайне нежелательно. Если имеют разную основу — запрещено (то есть нельзя смешивать DOT-5.1 и DOT-5). Именно поэтому на упаковках иногда дополнительно указывают: SBBF (silicon based brake fluids) или NSBBF (non silicon based brake fluids).

Как часто менять жидкость?

Это решает автопроизводитель автомобиля. Как правило, замена производится раз в 2-3 года или каждые 30-45 тысяч километров. Это нужно делать из-за того, что тормозная жидкость (несмотря на все старания химиков) впитывает воду. И если долго ее не менять, то влаги может стать слишком много. В результате падает температура кипения, растет температура замерзания, начинают ржаветь тормозные цилиндры.

Можно ли заменить жидкость самому?

Если автомобиль не оснащен современной системой стоп-старт, то, скорее всего, да. Однако многие современные машины не позволяют провести самостоятельную замену тормозной жидкости: для этого нужен диагностический стенд и специальный инструмент.

И помните — тормозная жидкость чрезвычайно опасна для природы. Ее нельзя выливать в землю или в водоемы. Отработанная жидкость должна быть утилизирована.



Добавить в избранное