Тормозная система является одной из самых консервативных в конструкции автомобиля. Несмотря на обилие всевозможных электронных помощников, современный автомобиль замедляется примерно так же, как и многие десятилетия назад: благодаря тормозным колодкам, дискам и... тормозной жидкости. О ней мы и поговорим.
Для чего нужна тормозная жидкость?
Упрощенно тормозная система работает следующим образом: после нажатия на педаль тормоза главный тормозной цилиндр создает давление жидкости, которая и передает усилие на поршни суппортов. Далее суппорта давят на колодки, колодки сжимают диск, машина останавливается.
Что требуется от тормозной жидкости?
Она должна отвечать нескольким главным характеристикам:
- Иметь низкую температуру застывания. Иначе на морозе она замерзнет и тормоза не будут работать.
- Иметь высокую температуру закипания. Ведь во время частого и интенсивного торможения температура жидкости может подниматься до 200 градусов и даже выше.
- Не впитывать влагу. Вернее, впитывать ее как можно меньше. Дело в том, что тормозная жидкость гидроскопична и способна впитывать в себя воду. В итоге за несколько лет в «тормозухе» может быть
3-5% воды из-за чего температура кипения снижается. Вода также способствует появлению коррозии в тормозных механизмах. - Не повреждать резиновые, пластиковые и металлические элементы (то есть не быть агрессивной).
Какие тормозные жидкости бывают?
Классификация была разработана Департаментом транспорта США и получила всеобщее распространение. Согласно ей, все жидкости делятся на несколько классов, которые обозначаются буквами DOT и цифрой.
- DOT-1, DOT-2: в настоящий момент не применяются.
- DOT-3: применяются в основном на автомобилях старых конструкций без АБС.
- DOT-4: созданы на основе гликоля. Самый распространённый в данный момент тип.
- DOT-5: созданы на основе силикона (на легковых автомобилях практически не используется).
- DOT-5.1: созданы на основе гликоля.
- Racing Brake Fluid: предназначена для спортивных автомобилей.
При этом каждый производитель может иметь свои спецификации. Поэтому при выборе жидкости нужно ориентироваться — как всегда — именно на рекомендацию изготовителя автомобиля.
Можно ли смешивать жидкости?
Если они одного класса, то можно. Если на одной основе — можно, но крайне нежелательно. Если имеют разную основу — запрещено (то есть нельзя смешивать DOT-5.1 и DOT-5). Именно поэтому на упаковках иногда дополнительно указывают: SBBF (silicon based brake fluids) или NSBBF (non silicon based brake fluids).
Как часто менять жидкость?
Это решает автопроизводитель автомобиля. Как правило, замена производится раз в
Можно ли заменить жидкость самому?
Если автомобиль не оснащен современной системой стоп-старт, то, скорее всего, да. Однако многие современные машины не позволяют провести самостоятельную замену тормозной жидкости: для этого нужен диагностический стенд и специальный инструмент.
И помните — тормозная жидкость чрезвычайно опасна для природы. Ее нельзя выливать в землю или в водоемы. Отработанная жидкость должна быть утилизирована.